TranspoSmart устанавливает системы пневмопочты с 2005 года. Мы берем на себя все, от идеи и концепции до реализации и дальнейшей поддержки.

Language

Безопасность транспортировки материалов по пневмопочте в медицинском учреждении

Время прочтения: 9 минут

Растущее давление, с которым сталкиваются медицинские работники по всему миру, требующее предоставления большего объема медицинских услуг при меньших затратах и сокращения продолжительности пребывания пациентов в стационаре, привело к необходимости лабораторным службам повысить своевременность отчетности о результатах. Улучшение показателей времени выполнения работ (turnaround time – «время оборота», TAT) в общем процессе тестирования представляет собой сложную задачу, включающую оценку и мониторинг всех этапов, начиная с заказа теста и заканчивая отчетностью о результатах. В условиях больницы быстрая и эффективная транспортировка образцов пациентов в клинические лаборатории представляет собой ключевую проблему, поскольку она сильно влияет на общий TAT. Хотя задержки в TAT часто являются результатом нескольких процессов на этапах до, во время и после анализа, метод доставки образцов пациентов в лабораторию является одним из таких факторов, который потенциально может оказать фундаментальное влияние как на TAT, так и на качество образцов. Системы пневмопочты (PTS) позволяют быстро и экономично транспортировать образцы пациентов в клинические лаборатории и, следовательно, широко используются в современных медицинских центрах.

Однако, в зависимости от конфигурации PTS и скорости пересылки транспортируемый образец может подвергаться интенсивному перемешиванию из-за внезапного ускорения и замедления вдоль его траектории, что приводит к потенциальным изменениям различных лабораторных параметров.

Исследования влияния пересылки по пневмопочте на качество образцов

Первое в истории исследование по изучению возможности транспортировки образцов крови с помощью пневмопочты было проведено в 1964 году и выявило признаки гемолиза во всех исследованных образцах, транспортируемых с помощью PTS. Таким образом, с момента проведения исследования стало известно, что пневмопочта потенциально может вызывать гемолиз in vitro.

(Гемолиз in vitro — это высвобождение гемоглобина и другого содержимого эритроцитов в плазму / сыворотку после повреждения клеточных мембран во время сбора или обработки образцов. Это наиболее распространенная причина отбраковки образцов)

Статья (на английском языке, 1964 год) – Effect of Pneumatic Tube Transport System on the Validity of Determinations in Blood Chemistry (читать). 

Более поздние исследования (с 1970-х по 1990-е годы) помогли установить широко распространенное в настоящее время мнение о том, что степень повреждения мембран клеток (эритроцитов или лейкоцитов) во время транспортировки через PTS в значительной степени зависит от конкретной системы.

Основным фактором, потенциально способным оказать негативное воздействие на транспортируемый материал является скорость.

Для сенситивных образцов опасна не сама по себе высокая скорость как таковая (разгон и торможение в точке выгрузки, как правило, в современных системах происходит плавно), изменения количества/концентрации некоторых анализируемых веществ в образцах могут быть вызваны резкими ускорениями/замедлениями и встряхиванием при пересылке. В отсутствии усугубляющих факторов высокая скорость может не оказать влияния на образец, однако в сложных системах почти всегда существуют усугубляющие факторы.

Усугубляющими влияние скорости факторами являются:

    • продолжительность пересылки из-за большой протяженности трассы, и/или повторные пересылки, в случае ошибочной доставки;
    • недостаточно проработанная конфигурация пневмопочты — резкое торможение на участках поворотов трассы после длинных прямых участков, особенно на участках с малым радиусом поворотов;
    • некачественная сборка — стыки и заломы в трубопроводе, изменение формы трубы;
    • плохое состояние и настройка оборудования, изношенные уплотнительные кольца контейнеров и станций.

Следующее исследование подтверждает, что степень гемолиза в образцах, транспортируемых PTS, зависит от скорости и расстояния пересылки (на английском языке, 2012 год) — Effect of pneumatic tube delivery system rate and distance on hemolysis of blood specimens (читать). 

В целом исследования современных системы пневмопочты, спроектированных специально для применения в больницах, говорят о том, что PTS с продуманной конфигурацией и подходящим оборудованием, при соблюдении правил эксплуатации и условий транспортировки, оказывают незначительное (в пределах погрешности, сравнимое с ручной доставкой) или вовсе не оказывают влияния на пересылаемый материал.

Например, статьи (на английском языке, 2014 и 2016 год):

    1. Comparison of pneumatic tube system with manual transport for routine chemistry, hematology, coagulation and blood gas tests (читать);
    2. The effects of pneumatic tube transport on fresh and stored platelets in additive solution (читать).

Однако, некоторые типы образцов, должны быть правильно подготовлены перед отправкой.  А некоторые образцы и вовсе не рекомендуется пересылать по пневмопочте:

    • необходимо уделять тщательное внимание удалению пузырьков воздуха из образцов газов крови, перед отправкой по пневмопочте;
    • Образцы сыворотки крови более склонны к гемолизу, из-за пересылки по пневмопочте, чем образцы плазмы;
    • Некоторые образцы, особенно образцы, взятые у пациентов со злокачественными новообразованиями с высоким содержанием лейкоцитов, не следует пересылать по пневмопочте.

Статьи о псевдогиперкалиемии (ложное повышения уровня калия в плазме), вызванной пересылкой по пневмопочте (на английском языке, 2005 и 2012 годы):

    1. Pseudohyperkalemia Due to Pneumatic Tube Transport in a Leukemic Patient (читать);
    2. Pseudohyperkalemia associated with leukemic cell lysis during pneumatic tube transport of blood samples (читать).

Современные системы пневмопочты для больниц

предусматривают диверсификацию скоростей пересылки контейнеров. Выбор скорости осуществляется несколькими способами, основных три:

    • Автоматически, в зависимости от направления – например, все отправки в лабораторию или отправки из реанимации;
    • Автоматически по контейнеру – режимы пересылки могут быть установлены для конкретных контейнеров, оборудованных транспондерами радиочастотной идентификации (RFID);
    • Вручную – персонал выбирает режим пересылки при заявке на отправку.

Диверсификация, как правило, реализуется путем применения частотного преобразователя (инвертора) для воздуходувки, реже автоматическими задвижками, уменьшающими объем пропускаемого воздуха от воздуходувки в систему.

Скоростных режимов всего два –

    1. «стандартный» — с максимальной производительностью воздуходувки, или максимально допустимой в конкретной системе / линии;
    2. «щадящий» — с уменьшенной производительностью воздуходувки, для снижения скорости движения контейнера в трубе.

В пневмопочте для каждого диаметра предполагается лимит грузоподъемности. Объем транспортного контейнера ограничен, и, учитывая специфику грузов в больнице, превысить максимально допустимый вес груза не просто. Однако контролировать соблюдение ограничения по весу груза для щадящей пересылки проблематично. Обычно контейнеры не взвешивают перед отправкой, а система пневмопочты не умеет автоматически выбирать скорость в зависимости от веса груза.

И даже если бы система пневмопочты умела бы оценивать вес груза, с всего двумя доступными режимами скоростей у нее узкий коридор возможностей. Покрыть весь перечень грузов, например от 20 до 1200 г, только двумя режимами затруднительно. Часть грузов из этого диапазона либо не будут доставлены (перегруз), либо пересылка будет выполняться при избыточной скорости. 

Ведь важно одинаково безопасно доставлять и одну пробирку с кровью для анализа (~20 г) и пакет с цельной кровью (~500-750 г). Если для обеих отправок применять один режим (щадящий), может получиться так, что система или не сможет переслать контейнер с мешком цельной крови (для щадящего режима он будет слишком тяжелый), или пересылка контейнера с одной пробиркой будет с некомфортной для образца скоростью.

Вышеперечисленные проблемы решаются разработкой алгоритмов и правил эксплуатации пневмопочты для каждой конкретной больницы, с учетом специфики работы учреждения, и применением уплотнительных материалов (мягких, амортизирующих вставок). Таким образом, чтобы пневмопочта решала наиболее широкий перечень задач, при этом пересылка была гарантированной, комфортной и безопасной.

Проверка пневмопочты на соответствие параметрам качества пересылки

Использование систем проверки, таких, как например TransCheck (подробнее), позволяет провести валидацию и верификацию смонтированной системы пневмопочты до ее ввода в эксплуатацию и проводить периодические проверки по мере эксплуатации для подтверждения соответствия системы пневмопочты необходимым параметрам.

TransCheck или подобные технологии – это технический аналог традиционной химической проверки, когда PTS проверяется путем сравнения реальных образцов биоматериалов, взятых у группы добровольцев, доставленных параллельно вручную и по системе пневмопочты. При этом TransCheck дает не только информацию о пригодности системы, но и о качестве сборки трассы и работы оборудования, о состоянии системы, о качестве конфигурации (насколько элегантно продуман проект пневмопочты), о слабых участках системы (которые требуют доработки, ремонта или изменения), о соблюдении скоростных лимитов и т. д.

Правильный выбор моделей транспортных контейнеров и их своевременное обслуживание позволяет исключить один из усугубляющих факторов. Следить за состоянием корпусов и уплотнительных колец контейнеров важная часть работы службы эксплуатации и сервиса. Подробнее — Контейнеры пневмопочты 

Остались вопросы? За дополнительной информацией обратитесь к нашим специалистам в Swisslog или TranspoSmart.